Есть её целая плеяда механизмов, используемых на складах. Это тали, тельферы, лебёдки и т.п.. Их характеризуют как оборудование для складских работ.
Чем только не различаются модификации складских тележек. А в основе всех различий лежат три характеристики: грузоподъёмность, назначение и особенности конструкции. Помимо отличий в этих характеристиках многообразие видов создают также разные их комбинации.
Перечислим некоторые из них. Например, бытовую технику удобно перемещать по складу в простейшей двухколёсной тележке, а объёмные товары, хоть и лёгкие, хорошо перевозить в четырёхколёсных тележках. Целые партии товаров удобно перемещать в многоярусных тележках (как и складировать с них). Если на складе пол многоуровневый или есть ступеньки, то к месту применение лестничных тележек с интересной конструкцией: по сторонам установлено несколько колёс в одной плоскости, но с разным диаметром, что позволяет с лёгкостью вкатывать тележку на возвышение.
В основном используется гидравлическая тележка, по-другому рохля. Гидравлическая потому, что установленный в ней гидравлический домкрат позволяет поднимать или опускать вилы. Кстати, тележка может быть не обязательно с вилами, возможна установка платформы. Просто вилами удобнее поднимать паллеты (поддоны). На некоторых тележках установлены весы, что позволяет сразу определять вес груза. Гидравлические тележки бывают как механическими, так и самоходными (аккумуляторными). То есть гидравлические самоходные тележки могут брать на себя функции погрузчиков.
Тележки удобны, сравнительно дешевы, механизируют и облегчают ручной труд, но всё-таки обладают одним существенным недостатком ― невозможностью работать с тяжёлыми грузами.
Высота подъёма грузов от уровня пола на тележке составляет всего 200 мм, а ведь на складах грузы укладывают в несколько ярусов, иногда на высоту в несколько метров. Вот для таких работ и используются штабелеры. Они служат для транспортировки грузов и подъёма грузов на высоту до 12 метров. При схожести рабочих функций с функциями работы погрузчика между этими двумя машинами есть существенная разница. Она заключается в одной конструкционной особенности: погрузчик является сбалансированной машиной, штабелер ― нет. Что это означает? У погрузчиков со стороны, противоположной размещению вил, находится противовес, то есть утяжелённая часть. У штабелера в конструкции такого нет, поэтому он занимает меньше места в проходах. Но груза он потому поднимает меньше, да и вилы должны быть опорными.
Штабелеры имеют несколько разновидностей, они могут быть ручными гидравлическими, электрическими и электрическими с операторским местом. Ручные гидравлические могут поднять груз не более полутора тонн на высоту не более полутора метров. Принцип подъёма такой же, как и у гидравлической тележки, ― гидравлическим домкратом. Электрические штабелеры имеют обычно питание от аккумуляторов, хотя существуют модели с питанием от сети. Их производительность выше, чем у гидравлических за счёт скорости перемещения каретки в вертикальном перемещении. Среди штабелеров предпочтительнее самоходные электрические с операторским местом. Оператор перемещается вместе со штабелером, зарядки аккумуляторов которых хватает на рабочую смену (8 часов). Такой штабелер перемещает 1,5 тонн обычно на высоту до 6 метров.
Ещё одним отличием между штабелером и погрузчиком является место работы механизма: если штабелером работают только на складе (это внутрискладская техника), то погрузчики, особенно с утеплённой кабиной, могут работать и на улице.
На сегодняшний день используют на складах два вида погрузчиков: автопогрузчик и электропогрузчик. Правда, автопогрузчики обычно используются на складах открытого типа, к примеру, складах стройматериалов. Если планируется использовать автопогрузчик внутри закрытого склада, то склад должен иметь мощную вентиляцию, а на погрузчик должен быть установлен нейтрализатор отработанных газов. Причём чаще всего в виде топлива используется сжиженный газ. Электрический погрузчик является эффективной, маневренной и компактной машиной, а возможность применения навесного оборудования делает его нужным для складирования, штабелирования, погрузки-разгружки, перемещения (и т.д.) грузов самых разных форм, объёмов и весов. Положение оператора внутри машины позволяет ему правильно ориентироваться внутри склада в пространстве и с размерами.
Отсутствие выхлопных газов у электрического погрузчика позволяет использовать его даже на складах с продовольствием и парфюмерией.
Всю предыдущую технику (кроме тележек) можно называть электрокарами и автокарами. Подъёмный стол так не назовёшь. Он применяется только для вертикальной транспортировки, причём довольно значительной: их рабочая высота достигает 12 метров. Присущая им особенность ― подъём платформы благодаря ножничной системе. Так как на каждой стороне равные опоры платформы соединены Х-образно, то платформа поднимается вверх строго в горизонтальном положении. Есть подъёмные столы с ординарными ножницами, в этом случае подъём невелик ― около 1,5 метров, двойные ножницы дают возможность поднять груз уже на 6 метров.
Привод у них может быть ручным гидравлическим, электрогидравлическим и электрическим.
Эта техника представляет собой электрические автоматизированные погрузчики. Оператор такой машине не нужен, В них либо установлена заданная рабочая программа, либо эта программа задаётся с бортового пульта управления, а иногда дистанционно с диспетчерской станции.
Понятно, что робокары должны двигаться по определённым трассам. Трассы же обеспечиваются лазерными, оптическими, индуктивными или другими системами, способными передавать воспринимаемые робокарами сигналы.
Для лучшего понимания обрисуем пример работы индуктивной системы. Для этого в залитый в пол замкнутый контур проводника из проволоки подаётся переменный ток. Вокруг него в результате создаётся магнитное поле, по силовым линиям которого и пролегает маршрут движения робокара. Такая автоматизация дороговата, но в иных случаях себя оправдывает, тем более не надо содержать оператора, а поднять робокар может 5 т груза на высоту 8 м.
К подобной новейшей технике можно отнести и так называемые шаттлы ― радиоуправляемые тележки для стеллажной погрузки-выгрузки. При кажущейся сложности управляться с ними легко, а глубину хранения и скорость перемещения они обеспечивают завидные, благодаря чему в разы вырастает КПД склада.
Склад любого хозяйства можно сравнить с дамской сумочкой для женщин: вроде бы и мало места занимает, а найдётся в ридикюле всё нужное для поддержания идеального состояния. От размеров склада и порядка в нём зависит работа всего предприятия. Современные же предприятия ― не кустарные мастерские, на складах у них десятки и сотни тысяч единиц хранения. Промежуточные работы на складе происходят постоянно (поднять, уложить, разгрузить, снять, перевезти и т.д.), объёмы работ большие, голыми руками делать здесь что-то ― всё равно, что ничего не делать. Поэтому от того, насколько правильно спроектирован склад и подобрана нужная техника, во многом зависит функционирование всего предприятия.